
Смешанное обучение и его организация в школе
Учебный год начался в сентябре и это очень хорошая новость. Но остается еще много вопросов, требующих ответов. Трудно прогнозируемая ситуация с карантином усложняет организацию учебного процесса. Ведь до сих пор неизвестно, будут ли проходить уроки в обычном режиме. И родителей, и педагогов волнует вопрос, будет ли очная форма обучения чередоваться с дистанционной и если дистанционного обучения не избежать, достаточно ли просто купить интерактивные панели в учебные заведения? Какие подходы и инструменты применить, чтобы учителя могли работать по устоявшемуся графику работы, ученики имели доступ ко всей необходимой информации, а у их родителей не было необходимости осваивать профессию учителя? Наверное, оптимальным вариантом в этой ситуации будет смешанное обучение, поскольку такая форма сочетает в себе очную и дистанционную формы и при этом является более эффективной, чем каждая из них в отдельности.
Смешанное обучение и его варианты
Смешанное обучение в Украине может иметь различные модели реализации. Но в условиях вероятного массового карантина наиболее уместной будет модель «Перевернутый класс». Она предусматривает самостоятельную проработку учебного материала с последующим углубленным изучением его в классе. При необходимости уменьшить количество физических контактов применения этой модели позволит ознакомиться с теорией дома, а в классе закрепить выполнением практических задач. Конечно, реализация подобного подхода к обучению требует определенных технических средств, например интерактивных досок или панелей в сочетании с другим оборудованием для образования, но прежде всего — изменения методологии. Потому что само по себе наличие современной техники в школе или просто оборудования для НУШ не окажет обучение интересным и успешным.
Идеальная модель, преимущества и примеры смешанного обучения
Попробуем представить идеальный вариант отлаженного гибридного обучения. Во время каждого урока учитель активно использует интерактивную доску или панель. На них можно выводить как заранее скомпонованные материалы, например, в программе для интерактивных уроков, так и необходимые слайды, видео или графики с любых приложений. Все, что ученики видят на такой доске, записывается и сохраняется в удобный формат, например PDF. Хорошо, если одновременно происходит видеозапись. Она хранит не только информацию на доске, но и объяснения или дополнения учителя к учебному материалу.
Хорошо, если есть возможность не только записывать, но и проводить уроки онлайн. В условиях внедрения карантина это позволит соблюдать режим обучения. Уроки будут начинаться в обычное время. Ученики, благодаря современным средствам связи, смогут взаимодействовать как с учителем, так и между собой. То есть, нужна не просто передача записи, как это делали этой весной по телевидению. Очень желательно создать условия для общения между всеми участниками образовательного процесса в режиме онлайн. Каждый класс будет учиться со своими учителями, и контактировать с ними во время уроков. Это особенно важно в младшей школе. Ведь детям легче воспринимать информацию от знакомого человека, слушать объяснения и одновременно видеть ее жестикуляцию, мимику.
Интерактивные панели в младшей школе имеют одну из самых интересных моделей использования
После завершения учебного дня было бы хорошо предоставить ученикам возможность доступа к записям уроков. Может возникнуть вопрос: зачем дублировать информацию, которая уже была получена во время посещения школы или в режиме онлайн? Давайте разберемся, какие же возможности дает нам сохранение урока в электронном виде. Каждый из детей в классе сможет повторно пересмотреть урок, который проводил его учитель. Это поможет лучше усвоить учебный материал. Такая опция будет доступна и для детей, которые пропустили урок по состоянию здоровья, если речь идет об очной форме обучения. Использование интерактивной панели и электронных материалов имеет еще одно существенное преимущество — оно делает обучение мобильным. Например, ребенок едет на выходные к бабушке и дедушке. Однако нет нужды везти с собой десяток учебников. Потому что для ознакомления с новой темой или повторения предыдущего материала достаточно взять с собой планшет или смартфон.
Индивидуальный подход к каждому ученику, используя смешанное обучение
Такой подход позволяет каждому ребенку работать в собственном темпе и в удобное для себя время. Это практическая реализация принципов равенства и индивидуального подхода в образовании. Используя интерактивные панели для школы можно организовать процесс, когда все получают одну и ту же информацию. Но каждый может самостоятельно определить, сколько времени потратить на обучение. Кому-то достаточно услышать объяснения один раз, в то время как другому человеку нужно ознакомиться с ним несколько раз. И, имея доступ, как к материалу урока, так и к видеозаписи, ученики могут просматривать его столько раз, сколько им это нужно. Это позволит повысить успеваемость учащихся во время карантина и в условиях классического обучения. Дети, которые усваивают материал медленнее, будут иметь возможность разобраться с ним в спокойном темпе без насмешек со стороны сверстников. Те же, кому знания даются легче, не будут томиться, выслушивая повторные объяснения, смогут использовать настоящее время на другие занятия.
Рассмотрим подробно, какие именно понадобятся инструменты для смешанного обучения.
Инструменты или что нужно для организации смешанного обучения
Необходимый минимум для учителя:
- ноутбук учителя, на котором можно будет создавать интерактивные уроки, презентации и тому подобное. С такими задачами также справится любой персональный компьютер в классе или встроенный компьютерный модуль для интерактивной панели;
- Интерактивная панель или доска. Она имеет больше возможностей для воспроизведения интересного и разнообразного контента. Такое оборудование позволяет не только демонстрировать ученикам контент, но и сохранить все, что отображается на доске в удобном формате и предоставить ученикам доступ к файлам;
- Камера. Ведь с ее помощью можно записать видеоурок со всеми объяснениями учителя и обсуждением темы всеми учениками. Иногда ее может заменить любая веб-камера надлежащего качества или даже камера на ноутбуке учителя. В этом случае дети будут иметь и файл с учебными материалами, записанный благодаря интерактивной панели, и видео с комментариями преподавателя;
- Персональные устройства учеников. В случае, если ученики находятся за пределами класса, такими устройствами могут быть домашние гаджеты, а в классе полезными будут или школьные или персональные устройства, на которых ученики могут не только просматривать контент, но и выполнять интерактивные задания урока;
- Программное обеспечение. Например, в такое программное обеспечение, как ActivInspire интегрированной облачный сервис ClassFlow, который дает возможность организовать виртуальный класс, предоставить учащимся доступ к материалам урока, а также выполнять интерактивные задания с помощью персональных устройств в классе, и за его пределами. Стоит помнить, что интерактивные уроки более динамичны, их можно транслировать онлайн. И для детей информация в такой подаче более интересна. Следовательно, включение специально созданных интерактивных уроков в образовательный процесс упростит восприятие информации учениками и повысит эффективность обучения;
- Идеальная организация смешанного обучения может происходить только при условии качественного доступа к высокоскоростному интернету, ведь сегодня это неотъемлемая часть онлайн обучения.
Давайте вернемся к вопросу, что такое сервис для организации смешанного и дистанционного обучения.
Программы для дистанционного обучения и виртуального класса
Когда учебные материалы уже готовы, возникает вопрос, как передать их ученикам. Сейчас есть много возможностей для коммуникации. Ключевым критерием выбора средства передачи информации является удобство в пользовании. Во время школьного обучения периодически возникает потребность вернуться к какому-то материалу. Соответственно, учебные видеоролики, презентации, таблицы и т.д. необходимо легко найти. Также в условиях обучения в режиме онлайн важна прозрачная система проверки и оценивания знаний. Поэтому оптимальным вариантом для решения всех этих задач является платформа, например ClassFlow, которая разработана с учетом потребностей образовательной системы.
Важные функции платформы для дистанционного обучения:
- надежность,
- простой интерфейс,
- наличие широкого функционала
- удобная навигация
- интеграция с интерактивными уроками
- интеграция с популярными сервисами, например Google Classroom
Доступ к такой образовательной платформе должны получить педагогические работники, учащиеся и их родители. Учителя смогут загружать учебные файлы, интерактивные уроки и дополнительные вспомогательные материалы по теме со своими комментариями или без них. Ученики — просматривать все учебные материалы и отправлять готовые задания на проверку. Сервис позволит работать одновременно всем классом или меньшими группами над определенной темой или проектом. То есть, это должно быть не просто место для хранения информации, но и центр для общения и образовательного взаимодействия. И, конечно, критическим для гибридного обучения является наличие на образовательной платформе инструментов для проверки и оценки знаний учащихся.
В общем, система смешанного обучения не является чем-то принципиально новым в образовании. Уже пару десятков лет она успешно применяется в других странах. Именно благодаря такому подходу, ученики, которые пропускают уроки по личным причинам, не пропускают тему, или материал, более того, они могут присутствовать онлайн. И это очень удобно и сильно улучшает успеваемость. В Украине толчком к массовому внедрению дистанционного и смешанного обучения стал коронавирус. Однако мировая практика убедительно доказывает, что сегодня смешанное обучение следует применять системно и на постоянной основе. Ведь оно повышает эффективность учебного процесса, и дает лучшие результаты, чем традиционное или дистанционное обучение. А успешные и образованные дети и являются нашей целью, не так ли?
Мы подготовили инструкцию по организации смешанного обучения в удобном формате PDF. Жмите на кнопку и мы бесплатно вам пришлем.
